Тема курсовой: Организация бухгалтерского учета и контроля на содержание служебного транспорта (на примере ОАО «Калориферный завод»)

Автор: Александр Петров

ВВЕДЕНИЕ

Одной из непосредственных задач бухучета является учет и контроль движения транспорта вообще, а служебного транспорта в частности.
Служебный или вспомогательный транспорт не участвует в формировании продукта непосредственно, однако опосредовано влияет на себестоимость продукта. Современные технологии внесли определенную особенность в учетную работу, помимо общепринятых хозяйственных операций (учет объекта ОС, ремонт и модернизация транспортного средства, амортизация и списание ОС, учет расходных материалов), бухгалтерский учет обязан отражать такие хозоперации, как доходы/расходы на аренду, расходы на страхование, на платный проезд и платную стоянку, затраты на на¬вигационную систему и на видеорегистрацию.
Изложенные обстоятельства подтверждают правильность выбора темы курсовой работы, что, в общем, определяет актуальность темы исследования.
Целью данной работы является изучение постановки учета и контроля расходов при эксплуатации служебного транспорта на конкретном предприятии.
Для достижения цели исследования был выделен ряд задач:
– изучить национальные нормативные акты, обусловливающие формирование учетной работы;
– исследованы особенности учетной работы служебного транспорта на предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является – ОАО «Калориферный завод». Предмет исследования – организация бухгалтерского учета и контроля в отношении служебного транспорта.
Научная литература ученых и практикующих специалистов в области учета не располагает законченными исследованиями в отношении затрат по эксплуатации служебного транспорта. Особенности учета ГСМ при эксплуатации служебного транспорта рассмотрены в трудах Касьяновой Г.Ю. и другими учеными. Остальные вопросы в литературе представлены крайне редко.
В научной литературе не уделено внимания комплексному исследованию учета и контроля затрат, возникающих при эксплуатации служебного транспорта. Нормативы бухучета не рассматривают особенности учетной работы в отношении затрат при эксплуатации служебного транспорта.
Данная работа выполнена на 33 листах на основе изучения 18-ти литературных источников. По структуре работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложения. Материал курсовой работы представлен 2 рисунками и 6 таблицами.

1 КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ

Метод двойной записи является основой методологии бухгалтерского учета. Именно метод двойной записи позволяет формировать балансовые модели, отражающие в полной мере финансовое положение хозяйствующей единицы, предприятия. Метод двойной записи реализуется в бухгалтерском учете посредством плана счетов. Факты финансово-хозяйственной деятельности, отраженные в бухгалтерском учете в соответствии с планом сетов (синтетическими счетами бухучета), определяют содержание финансовой отчетности .
Синтетический счет плана счетов – это метод систематизации и отражения актива и обязательств хозяйствующей единицы. Названия счетов и их детализация определяются планом счетов.
При этом под синтетическими счетами плана счетов понимают :
– единица хранения информации об активах и обязательствах;
– способ экономической группировки;
– накопитель обобщенной информации.
Балансовые модели отражения финансовой информации реализуются методологией балансового обобщения.
Иными словами, в основе методологии бухгалтерского учета положены двойная запись и балансовое обобщение.
Объекты бухгалтерского учета определяются исходя из экономического содержания финансово-хозяйственных операций, к объектам относятся:
– активы;
– обязательства;
– источники финансирования;
– доходы;
– расходы.
Экономическое содержание финансово-хозяйственных операций, в свою очередь, определяет требования к учетной работе :
– своевременная регистрация на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (без каких-либо пропусков и изъятий);
– непрерывность учета с момента регистрации компании;
– хозяйственных операций осуществляется посредством двойной записи.
Методология бухгалтерского учета на основе двойной записи и балансового обобщения определяет все учетные нормативы, изложенные в концепции бухгалтерского учета, в законе о бухгалтерском учете и в ПБУ.
Учитывать отраслевые особенности и нюансы бизнеса в учетной работе позволяет Учетная политика компании. Учетная политика – это не только совокупность способов ведения учета в соответствии с условиям хозяйствования, а также методики отображения фактов хозяйской жизни.
Принятая учетная политика обязана обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета и охватывает все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный .
Учетная политика обеспечивает взаимосвязь между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетами.

1.2 ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И НОРМАТИВЫ БУХУЧЕТА

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган, саморегулируемые организации .
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительства РФ. В рамках Правительства Методологическое руководство бухгалтерским учётом осуществляется Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Росстатом утверждает типовые планы счетов, формы бухгалтерского учёта и отчётности и инструкции по их применению.
К основным нормативным документам, регламентирующим организацию и методологию бухучета, являются: законодательство РФ, постановления Минфина и другие нормативные акты.
В целях реализации развития бухгалтерского учета Минфин разрабатывает концепцию развития, в разработке которой участвует Методоло¬гический Совет по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентский совет Института профессиональных бухгалтеров.
В рамках концепции развития, Минфин разрабатывает :
– Положения (стандарты) по бухучету;
– Положения (стандарты) по финотчетности;
– Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
– методические указания и нормативные акты.
В настоящее время можно выделить четыре уровня в системе право-вого регулирования бухгалтерского учета :
1 уровень – законодательство в бухгалтерском учете.
2 уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету .
3 уровень – методические указания и инструкции по бухгалтерскому учету органов, которым в соответствии с федеральными законами предоставлено право издавать нормативные акты, регулирующие бухгал-терский учет.
4 уровень – локальный – составляют локальные акты организаций, непосредственно относящиеся к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.
Под законодательством о бухгалтерском учете необходимо понимать совокупность нормативных актов и отдельных учетных правовых норм и регламентов, регулирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность.
Бухгалтерские нормативы, регламентирующие учет и формирование финансовой отчетности, следует разбить на два блока: документы, регулирующие учет и документы, регулирующие формирование финансовой отчетности.
При формировании бухгалтерского учета руководствуются :
1. Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
2. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкция по его применению,
утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
3. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
4. Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н.
5. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» сформулирована основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности .
Опосредовано, через систему учета, на формирование финансовой отчетности оказывают нормы, представленные в ПБУ .
К основным нормативным документам такого порядка относят следующие ПБУ: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (ред. от 24.12.2010 г.), ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (ред. от 27.041.2012 г.), ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (ред. от 29.04.08 г.), ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (ред. от 25.10.2010 г.), ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ред. от 27.04.2012 г.).
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 (в ред. от 08.11.2010 г.) , также следует отнести к документам опосредованного влияния.
План счетов является систематизированным перечнем счетов, сгруппированных по разделам учета. Синтетические счета Плана счетов формируют стоимостные показатели финансово-хозяйственной
деятельности. Инструкция по применению Плана счетов определяет правила применения счетов
Требования и ограничения бухгалтерского учета отражаются в локальном документе, регламентирующем учетную работу – в Учетной политике.

1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ТРАНСПОРТА

К служебному транспорту, помимо легковых автомобилей, могут относиться: микроавтобусы, самолеты и вертолеты, речные и морские суда/катера. От вида служебного транспорта напрямую зависят расходы на его содержание.
К общепринятым хозяйственным операциям по учету и обслуживанию служебного транспорта относятся :
– учет объекта ОС (поступление, выбытие ОС, амортизация);
– ремонт и модернизация транспортного средства (запчасти, узлы и агрегаты);
– эксплуатация служебного транспорта (оплата труда и социальные платежи, ГСМ, расходные материалы, необходимые для эксплуатации аксессуары и приборы, расходы на хранение и техническое содержание транспортного средства).
В организации служебного транспорта учету, как правило, подлежат расходы. Затратным счетом служебного транспорта является синтетический затратный счет 26 «Общехозяйственные расходы». При определенных обстоятельствах затраты на служебный транспорт могут учитываться на синтетических счетах: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 97 «Расходы будущих периодов».
Все затратные счета являются накопительными и корреспондируются с кредитом счетов :
02 «Амортизация основных средств»;
05 «Амортизация нематериальных активов»;
10 «Материалы»;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
68 «Расчеты по налогам и сборам» (в части налогов, относимых на себестоимость продукта);
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
97 «Расходы будущих периодов»;
96 «Резервы предстоящих расходов».
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п.8) расходы организации от обычной/основной деятельности группируются по отдельным элементам :
 материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
 затраты на оплату труда;
 отчисления на социальные нужды;
 амортизация;
 прочие затраты.
Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей.
Оборотами месяца все затратные счета закрываются в бухгалтерских регистрах и в Главной книге кредитовыми оборотами на счета :
– счета 23 «Вспомогательные производства» и 25 «Общепроизводственные расходы» закрываются на счет 20;
– счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки»;
– счет 20 «Основное производство» на счет 43 «Готовая продукция»;
– счета 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» на счет/субсчет 90.2 «Себестоимость продаж»;
– счет 43 «Готовая продукция», в свою очередь, по факту реализации продукта производства, списывается на счета реализации, на счет/субсчет 90.2 «Себестоимость продаж»;
– счета 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» также могут закрываться на счет/субсчет 91.2 «Прочие расходы».
К расходам будущих периодов относятся затраты, произведенные в одном отчетном периоде, но относящиеся к будущему отчетному периоду. По дебиту этого счета учитывают затраты будущего периода, а по кредиту отражается списание этих расходов на счета реализации: 90.2 «Продажи. Себестоимость продаж» и 91.2 «Прочие доходы и расходы. Прочие расходы». Аналитический учет по счету 97 ведется в разрезе затрат предприятия, учитываемых на этом счете.
Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерно включить расходы в производство или в издержки обращения. Организации могут создавать такие виды резервов, как: резерв на предстоящую оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения, резерв на покрытие расходов по ремонту ОС, резерв на возмещение производственных затрат. Хозяйственные операции по созданию резервов отражают по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету затратных счетов (20, 23, 25, 26, 44 и т.п.). В конце финансового года, после итоговой инвентаризации активов и обязательств, суммы резервов корректируются, а счет закрывается. Аналитический учет по счету 96 ведется по отдельным видам резервов.
Основаниями записи в бухгалтерские регистры являются полученные от поставщиков накладные (Торг-12), накладные внутреннего перемещения ТМЦ, накладные, выданные покупателям (Торг-12), ведомости по начислению зарплаты, выписки банка, кассовые документы, бухгалтерские справки и другие документы первичного учета.
Типовые виды хозяйственных операций по учету затрат представлены в таблице 1.1.

Штрафы ГИБДД уплачивает предприятие, однако сумма штрафов не уменьшает налоговую базу по прибыли. В определенных случаях (приказ руководителя), штрафы ГИБДД уплачиваются из чистой прибыли предприятия или удерживаются из зарплаты водителей.
В качестве контрольных функций в отношении затрат на содержание служебного транспорта, бухгалтерия ОАО «Калориферный завод» реализует свои права и обязанности: инвентаризация активов, инвентаризация обязательств. К функциям контроля следует отнести Приказ по предприятию о лицах, имеющих право на разрешительные подписи и Приказ о материально ответственных лицах. Данные приказы позволяют полностью контролировать расходы на содержание служебного транспорта.
Для оперативного контроля за активами, связанными с эксплуатацией служебного транспорта, можно рекомендовать использование возможностей Учетной политики – в Приложении к Учетной политике необходимо отразить нормативы амортизации по всем объектам ОС служебного транспорта, нормативы списания ГСМ в зависимости от вида транспортного средства и сезонности эксплуатации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения курсовой работы была выполнена цель – изучение постановки учета и контроля расходов при эксплуатации служебного транспорта на конкретном предприятии.
Достижению цели способствовало решение поставленных задач: изучены нормативные акты, обусловливающие формирование учетной работы; исследованы особенности учета затрат на служебный транспорт.
В основе методологии бухгалтерского учета положены двойная запись и балансовое обобщение. Экономическое содержание финансово-хозяйственных операций, в свою очередь, определяет требования к учетной работе. Требования к учетной работе, в свою очередь, влияют на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Методология бухгалтерского учета на основе двойной записи и балансового обобщения закреплена всеми нормативами бухгалтерского права (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ, Рекомендации Минфина и др.)
Бухгалтерские нормативы, регламентирующие учет и формирование финансовой отчетности, следует разбить на два блока: документы, регулирующие учет и документы, регулирующие формирование финансовой отчетности.
С Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» в России разрешено официальное применение МСФО.
К служебному транспорту, помимо легковых автомобилей, могут относиться: микроавтобусы, самолеты и вертолеты, речные и морские суда/катера. От вида служебного транспорта напрямую зависят расходы на его содержание.
К общепринятым хозяйственным операциям по учету и эксплуатации служебного транспорта относятся:
– учет объекта ОС (поступление, выбытие ОС, амортизация);
– ремонт и модернизация транспортного средства (запчасти, узлы и агрегаты);
– эксплуатация служебного транспорта (оплата труда и социальные платежи, ГСМ, расходные материалы, необходимые для эксплуатации аксессуары и приборы, расходы на хранение и техническое содержание транспортного средства).
В организации служебного транспорта учету, как правило, подлежат расходы. Для целей бухгалтерского (финансового) учета в составе себестоимости учитываются все затраты служебный транспорт. Для целей налогового учета эти же затраты на служебный транспорт учитываются как расходы по прочей деятельности. Расходы по прочей деятельности, в свою очередь, делятся на расходы уменьшающие прибыль и на расходы компенсируемые за счет собственной прибыли.
ОАО «Калориферный завод» является одним из старейших предприятий Костромы (основан в 1907 г.). Сегодня ОАО «Калориферный завод», это современное предприятие с инновационным оборудованием и технологиями.
На балансе ОАО «Калориферный завод» в качестве служебного транспорта значатся: два легковых автомобиля, два микроавтобуса, один катер. В целом учет и контроль за затратами служебный транспорт организованы правильно и обеспечивают достоверность данных в финансовой отчетности. Система бухгалтерского учета и контроля в
ОАО «Калориферный завод» обеспечивают сохранность этих активов и их эффективность при эксплуатации.
Бухгалтерский учет затрат на содержание служебного транспорта представлен расходами: на оплату труда, на парковку, на ГСМ, на техобслуживание и ремонт, в виде транспортного налога и на штрафы ГИБДД, на страхование транспортных средств. Служебному транспорту, как и другому объекту ОС, присуши износ/амортизация, модернизация, выбытие и списание.
В качестве контрольных функций в отношении затрат на содержание служебного транспорта, бухгалтерия ОАО «Калориферный завод» реализует свои права и обязанности: инвентаризация активов, инвентаризация обязательств. К функциям контроля следует отнести Приказ по предприятию о лицах, имеющих право на разрешительные подписи и Приказ о материально ответственных лицах. Данные приказы позволяют полностью контролировать расходы на содержание служебного транспорта.
Для оперативного контроля за активами, связанными с эксплуатацией служебного транспорта, можно рекомендовать использование возможностей Учетной политики – в Приложении к Учетной политике необходимо отразить нормативы амортизации по всем объектам ОС служебного транспорта, нормативы списания ГСМ в зависимости от вида транспортного средства и сезонности эксплуатации.

Download (DOCX, 154KB)

Март 10th, 2017

Posted In: Курсовая работа, Экономика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *